Путешествие с МНР Клубом. Арт-ретрит "На воды с великими"
МНР клуб

Путешествие с МНР Клубом. Арт-ретрит "На воды с великими" Кисловодск-Ессентуки

5 дней (2−6 августа включительно)

2−7 августа мы летим в Кисловодск на арт-ретрит: По утрам пленэры с художником Андреем Новиковым, днем экскурсии и релакс

Вечером невероятные лекции от искусствоведа Элины Гритчиной

2−6 мы заряжаемся искусством и красотой

7 августа свободный день и отмечаем день рождения Элины !45 лет  (по желанию)

Мы стартуем и заканчиваем в Кисловодске — это наша основная локация. Самолеты до Минвод. Но можно добраться и другими видами транспорта. Билеты, жилье и питание не входят в стоимость программы. Стоимость «Арт-Ретрита» (все материалы для плэнеров ВКЛЮЧЕНЫ, ничего покупать и везти НЕ нужно) — 85.000 (5 дней).

«Всегда было ужасно интересно почувствовать, каково это, вспоминать и рассказывать, спустя годы: „Я учился рисовать у самого Матисса!“.

Читаешь, как запросто можно было приехать (ладно, не запросто, а тащиться из самой Америки на пароходе) к Клоду Моне и поучиться у него живописи, сидя рядом, на берегу пруда прямо в Живерни. Или записаться в частную студию Званцевой и брать уроки у Льва Бакста, Мстислава Добужинского и Петрова-Водкина, как это делали графиня Толстая и Вацлав Нижинский. Ну или как Поленова Мария Алексеевна пригласить к своим детям Павла Петровича Чистякова, позаниматься рисованием (потом Павел Петрович воспитает плеяду гениев живописи, но пока он студент и дает уроки Василию Поленову). Читаешь и думаешь: нууу, это в каком-то том, другом, удивительном параллельном мире. Где Варвара Морозова приглашает к сыновьям, поучиться рисовать самого Константина Коровина. Понятно, что если ты ходишь с Костей Коровином на пленэры и слушаешь его рассказы об искусстве, то вырастешь удивительным человеком и великим коллекционером, как Михаил и Иван Морозовы.И не задумываешься, что эти титаны живописи, все эти гении, они жили, творили, но и ходили по тем же улицам, что и все. Были молодыми. Дружили и ссорились с обычными людьми. И с ними можно было быть знакомыми. Запросто пообщаться. И даже поучиться. Но через толщу времени мы смотрим на них другими глазами. Как-то и верится, и не верится, что маленький Леонардо да Винчи доверчиво слушал советы юного красавчика Боттичелли. Или что обычные, ничем не славные люди приходили в крошечную квартирку к великому Павлу Филонову, чтобы рисовать с ним рядом.

И что это не другой мир и другое время. Времена всегда одинаковые. Лицом к лицу лица не увидать. И что да, прямо сейчас, среди нас, тоже живут талантливейшие художники. Настоящие гении. И есть, есть возможность с ними и познакомиться и... даже встать рядом с планшетом и кистью в руках. И узнать, каково это, „учиться рисовать у самого Матисса“. Побывать в пространстве художника.Придется признаваться. Я намечтала эту поездку для себя и даже не верила в ее возможность.

С одной стороны, я как философ и теоретик искусства уже годы и годы исследую вопрос насущной необходимости этого самого искусства для людей. Его первоначальной важности для развития нашего мышления, для наработки новых нейронных связей, для самовыражения, для работы и победы духа.Мои великие наставники и учителя не зря годы и годы наставали на одном — даже если ты не художник (и не будешь) и „не умеешь вообще, и не хочешь в частности“, ты обязана встать к мольберту, взять чертов грифель и рисовать. Зачем? Встань у белого листа. И сама поймешь. Однажды я встала. И поняла. Это непередаваемый, мощнейший, невербализуемый опыт. Действительно необходимый. Расширяющий сознание. Меняющий точку зрения. Перезагружающий полностью. Дающий свободу. И в одночасье объясняющий тебе все про искусство с иной стороны. И про тебя самого. Тоже с новой, другой стороны — до сего момента не видимой и не осознаваемой. Это и пресловутая „перезагрузка“ для мозга. И „дорогой“ дофамин. И новые нейронные связи. И один из мощнейших опытов медитации, когда ты здесь и сейчас. Один на один с собой. Бесценные возможности, которые так сложно осуществить в наше время. Вот они, руку протяни.

С другой стороны — „С другой стороны“ — была моя та самая, давняя тайная мечта. Набраться наглости и попросится в подмастерья к художнику, которого я как искусствовед и теоретик искусства считаю одним из величайших живописцев нашего времени. Чьи работы останавливают меня и заставляют смотреть внутрь себя, толкают к размышлениям и бесконечно завораживают.

К Андрею Новикову!»

Как искусствовед и теоретик искусства Элина считает, что нам невероятно повезло жить в одно время с таким художником, как Новиков.Дружить с ним и иметь возможность говорить с ним об искусстве и знать, как создаются его работы, от него самого.

Элина воспользовалась своей дружбой с ним и уговорила Андрея на нашу безумную идею — арт-ретрит не для художников (хотя, если вы рисуете, то тогда выиграете вдвойне), а для нас, обычных и не очень обычных людей.

Можно, спросила она, мы небольшой группой товарищей упадем тебе на голову и будем ходить на пленэры и за тобой хвостом. Утром ты будешь учить нас, не рисующих, искусству. А вечером я буду об искусстве рассказывать?

Андрей Новиков сказал: «ДА!»И обещал, заодно, отвезти нас в обсерваторию смотреть на звезды и млечный путь. И показать места, где он рос и где сам ходил на пленэры. И где преподавал.Чем вам не студия Льва Б и Живерни в одном флаконе?

С нами будет Элина Гритчина, теоретик и философ искусства, арт-критик, куратор и лектор. Со своими лекциями, конечно. Совершенно эксклюзивными. Поговорим о полярных художниках с временным разрывом почти в 400 лет. Начнем с великого Рембрандта (а с кого еще, если это любимый живописец Андрея). А потом обсудим любимчика Элины Энди Уорхолла.

И — вот тут будет настоящий эксклюзив — лекция только для этой поездки — «Искусство vs Наука. Есть ли о чем спорить физикам и лирикам» с последующей поездкой в Обсерваторию и звездным небом!

Кроме пленэров и лекций, конечно, обсудим европейский и русский рынок искусства и коллекционирование со всех точек зрения — покупателя, галериста, арт-консультанта и художника. Будем размышлять, дискутировать и личными историями делится тоже будем.

А еще будет Кисловодск и Ессентуки. Млечный Путь ночью. Южная природа и античного наследия архитектура днем. Размеренный ритм и минеральные воды. И полное погружение в искусство. Будем смотреть на прекрасное, говорить о прекрасном и учится делать что-то совершенно новое и очень настоящее.

ПРОГРАММА ЛЕКЦИЙ

БОЛЬШОЙ ГОЛЛАНДЕЦ — РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН

К 30 годам у него было все, о чем можно мечтать. Слава. Деньги. Любимое дело. Любимая женщина. К 60 он все потерял. Остались долги и непонимание современников. Остались красивая история любви, грязная история и история стыдная. Но вот своей живописью Рембрандт точно изменил ход истории искусства. Свет его работ до сих пор тщетно пытаются повторить все, от художников до кинематографистов. Его живописные приемы до сих пор не разгаданы и буквально создали другого великого голландца — Ван Гога. Психологизм каждой его работы заставляет посмотреть по-новому не только на известный сюжет, но и на мир вокруг и на самого себя.

Поговорим о Большом Голландце. Художнике, который сумел в своих работах с такой эмоциональной насыщенностью воплотить весь спектр человеческих переживаний, как до него не мог никто. И совершить революцию в живописи. О Рембрандте. Тем более, что в России находится вторая по величине и первая по значимости коллекция его произведений. И значит, будет стимул и возможность взглянуть даже на известные произведения другими глазами и понять, что именно хотел сказать Большой Голландец. А еще поговорить с Андреем Новиковым о том, что связывает этих двух больших живописцев через века. Поприсутствовать при их диалоге через искусство.

БЕЗУМЦЫ. ЭНДИ УОРХОЛ ИЛИ КТО ПРИДУМАЛ ПОП-АРТ

Секс, наркотики, Уорхол. Это если в трех словах.Но вообще непонятно, как хороший̆ мальчик из приличной̆ семьи, посещающий̆ церковь, живущий̆ с мамой̆ до самой̆ ее смерти, консерватор и успешный̆, прекрасно зарабатывающий̆ иллюстратор, вдруг взрывает Нью-Йорк. Или придумывает теле-шоу, где президент должен каждый вечер отчитываться, что он ел, как здоровьичко и как прошел секс с первой̆ леди (и это за 60 лет до соцсетей и реалити-шоу)Он сводит с ума Америку и весь мир. Создает свои Фабрики, плодит на ней̆ знаменитостей̆ и фаст-фуд от искусства тиражами. И становится королем. На 15 ли минут была его слава?Что это за поп-арт такой̆ и как можно платить за эти банки с супом миллионы. Их же миллион, возмущаемся мы и покупаем себе футболку с банкой̆ супа Кемпбелл.Безумные 60е. И настоящие безумцы, которые делали с этим миром, что хотели во главе с королем поп-арта, Энди Уорхолом. Энди Уорхолл, ты вообще кто? Может, дутый мыльный пузырь. Это, вообще, искусствоHomo universale — так называли титанов Возрождения.Но основателем идеалогии «Homo Universale» был Энди Уорхол. Сам титан и гений (так и хочется добавить — какой век, такие и титаны), титан и гений такого уровня, что до сих пор постичь и понять Энди Уорхола, как и искусство поп-арта, такое поверхностное на вид, полностью невозможно.

Энди Уорхол старательно производил впечатление бездаря, который скандальным чудом умудрился взлететь на Олимп искусства, что произведения его чистые мыльные пузыри, с накрученными ценами, ведь художник уж точно не старался. Но монетизировать банки супа и колы тоже надо уметь. Впрочем, и даже не в монетизации дело. А в том, как играючи превратить в высокое искусство и экзистенциальный философский месседж паршивые обертки от леденцов и фоточки из прессы. За всеми этими обертками и стоит идеология и философия человека не разумного, но — универсального. Homo Universale — это не мужчина и не женщина, не вещь, не явление, а все сразу и нечто большее. Это многослойность, визионерство, стирание границ. Когда ты не ограничиваешься одной областью — например, искусством, одним пространством — например, плоскостью картины. Когда ты и есть и искусство, а искусством вообще может быть все, что угодно.Распутываться и разбираться с целым миром Энди Уорхола и миром, который предсказал Энди Уорхол будем на лекции о короле поп-арта.

ИСКУССТВО vs НАУКА.

Есть ли о чем спорить физикам и лирикам? Физики и Лирики — давний, уже ставший риторическим, спор. Спор без ответов.

Впрочем, кажется и так все ясно. Искусство или математика? Вопрос не стоит. Физика — царица наук. В век сингулярности, прорыва технологий, Искусственного Интеллекта и суперкомпьютеров, победа давно отдана цифрам, формулам и кодам. Спорить, кажется, давно не о чем. Без точных фундаментальных наук человечество обойтись не сможет. Как говорил Галилей «Создатель написал книгу природы языком математики».

Но есть ли Создатель, если нет людей? Как в том знаменитом споре Энштейна и Бора: «Существует ли Луна, если на нее никто не смотрит?». Подчиняется ли эта вселенная цифрам, если эти цифры, как и эти образы, как слова, складывающиеся в предложения, как звуки, складывающиеся в музыку, как мазки краски, складывающиеся для нас в картину, если некому будет их складывать.

Зачем нужна математика совершенно ясно. А мы продолжим говорить о том, зачем человеку искусство. И попробуем выяснить, действительно ли мир шаблонно делится на гуманитариев и математиков, на искусство и науку. Или этот миф отменяет сам себя там, где математика встает на службу искусству и становится искусством сама.

Запись и билеты Moyanovayariga